AnonsImg
31 января 2011 AnonsImg
31 декабря 2009

AnonsImg
30 марта 2030

Государственный исторический
архив Чувашской Республики
Государственный архив
современной истории
Чувашской Республики
Государственная киностудия
«Чувашкино» и архив электронной
документации

Дорожное строительство в Чувашии. Страницы истории.

      Ликвидация бездорожья в 1930-е годы  – одна из славных страниц в истории Чувашии. 

    Рост дорожной сети способствовал укреплению экономических и культурных связей как внутри республики, так и за ее пределами. В 30-ые годы прошлого века правительство Чувашской Республики уделяло серьезное внимание улучшению существующих и развитию новых сетей дорог и подъездных путей к крупным промышленным центрам.
     Начало борьбы с бездорожьем было положено в 1930 г. с объявлением правительством республики «Недели дороги». На тот момент дорожная сеть республики на 99 % состояла из естественных грунтовых дорог. Протяженность более или менее благоустроенных дорог для гужевого движения составляла 480 км. В основном это дороги, связывавшие такие города, как Нижний Новгород с Казанью, Ядрин-Цивильск, Ибреси-Батырево. Все остальные тракты были естественными проселочными дорогами, проложенными телегой.
    Реализуя Постановление ВЦИК  и СНК РСФСР «О дорожном строительстве и трудовом участии в нем населения» в 1930 г. Чувашия впервые организовала и провела кампанию с массовым привлечением к участию в дорожных работах населения. Жители, кроме того, предоставляли в распоряжение строительных организаций тягловую силу,  гужевой транспорт инструменты и инвентарь. Для подготовительных работ: изысканий и технического обоснования, составления планов, рабочих чертежей - были привлечены землеустроители, мелиораторы, техники, инженеры, а также для руководства работами - демобилизованные красноармейцы инженерно-технических войск…
    В результате трехлетней борьбы с бездорожьем благоустроенная сеть дорог выросла на 48 % в 1932 г. против 0,3 % в 1929 г., общая протяженность дорог составила 12744 км, мостов построено 10202 км.


В 1932 г. были сданы в эксплуатацию тракты:
Чебоксары-Канаш-Шемурша – 162 км;
Чебоксары-Вурнары-Ибреси-Батырево – 151 км;
Тобурданов-М.Яльчики-Батырево-Шихирданы – 79 км;
Чебоксары-Б. Сундырь-Ядрин-Шумерля – 140 км.

    Чувашия благодаря полному использованию трудового участия населения добилась связи 89 % всех районов республики с важнейшими экономическими пунктами, улучшенными грунтовками с возможностью автодвижения по ним. Это дало возможность сэкономить громадные средства от потери на бездорожье, вдвое увеличить нагрузку на подводы, сократить время, затрачиваемое в пути на провоз сельского хозяйства, продуктов в город и промышленных товаров.
    Выступив с инициативой Всесоюзного социалистического соревнования по дорожному строительству в 1933 г. Чувашская Республика стала победительницей.
    Постановлением ЦИК СССР от 27 июня 1935 г. за заслуги в социально-экономическом развитии и в проведении наша республика была награждена орденом Ленина.
    Это пример бескорыстного самоотверженного труда народа Чувашии, внесшего весомый вклад в дело создания в республике сети благоустроенных, прочных и долговременных дорог, которые отвечали бы  требованиям автомобильного движения.




Разработка сайта - ООО "Интернет-Сервис"

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе                  Минкультуры Чувашии